ДАТА

109 лет назад, 17 июля (так было написано в паспорте), родился выдающийся советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог — народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, почётный гражданин Самарской области и города Самара Пётр Львович МОНАСТЫРСКИЙ (1915 — 2013).

Пётр Монастырский родился в Одессе. Учился в школе-семилетке, потом в ФЗУ трамвайщиков. Первая запись в трудовой книжке — "слесарь" в школе военных пилотов... В 1934 году Пётр Львович был принят в театр рабочей молодёжи г. Одессы, а с 1935-го работал актёром вспомогательного состава одесского ТЮЗа. В 1940 году Монастырский окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (класс Бориса Захавы), после чего в течение 15 лет работал режиссёром и главным режиссёром в театрах Воронежа, Новосибирска и ряда других городов.

С 1955 года Пётр Монастырский начинает работать режиссёром в Куйбышевском драматическом театре. С 1959 по 1995 годы он занимал должность главного режиссёра и художественного руководителя. С 1995 по 1998 годы — режиссёр.
Под его руководством Куйбышевскому драмтеатру в 1977 году было присвоено звание Академический.
На сцене нашего театра Монастырский поставил около 120 спектаклей, среди которых "Мария Стюарт", "Ричард III", "Варшавская мелодия", "Фома Гордеев", "Материнское поле", "Настасья Филипповна", "Гамлет", "Золотая карета", "Левша", "Зыковы", "Усвятские шлемоносцы", "Ревизор", "Чайка", "Братья Карамазовы", "Волки и овцы".
В 1980 году ему было присвоено почётное звание «Народный артист СССР».
Пётр Львович автор многих книг о театре, актёрах и театральной жизни.

Одним из любимых выражений Монастырского было: "Какую телеграмму мы посылаем в зал?"

В день премьеры Пётр Львович любил встречать зрителей в фойе. Во время спектакля он мог появиться в дверях ложи художественного руководителя, в одной из боковых дверей партера или где-нибудь в бельэтаже. Постоит несколько минут, сложив руки на груди, посмотрит на сцену, окинет взглядом зрительный зал и исчезнет. А через некоторое время вновь появится в другом месте возле двери. Иногда после спектакля, спускаясь в гардероб, можно было заметить его притаившимся где-нибудь в уголке и слушающим, что же говорят зрители об увиденном.

Мастер также любил после окончания спектакля, особенно зимой, поднять меховой воротник и пристроиться к какой-нибудь парочке, которая вышла из театра, чтобы узнать о чём они говорят. Если молчат — значит, спектакль понравился. Если обсуждают — тоже ничего. Но если они говорили о том, что у них будет на ужин, — это означало, что спектакль им не понравился, и он что-то сделал неправильно.

У Монастырского было обострённое чутьё на то, что хотелось бы увидеть публике. "Люди, уплатившие за билет, были нам нужны как собеседники, а не как инвесторы", — говорил он.

#пётрмонастырский #театр #самарскийтеатрдрамы #сатд #самара #самарскаяобласть #дата #мыпомним

Источник: vk.com