![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/7a/5c/7a5cea733d0b7ea298bada9295c0d4cc.jpg)
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
Сегодня поздравления принимает талантливая и яркая артистка Юлия ОРЛОВА!
Наша театральная семья желает очаровательной Юле вдохновения, интересных ролей, новых открытий и театральных впечатлений! Пусть в сердце всегда горит огонь творчества и любви! Пусть сбываются самые заветные мечты! Здоровья, благополучия и всегда хорошего настроения!
Увидеть молодую актрису на сцене театра можно в спектаклях: «Это всё она», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Мёртвые души», «И никого не стало», «Два благородных дона», «Герой нашего времени», «Фредерик, или Бульвар преступлений», «Алые паруса», «Завтра была война», «Амадеус», «Весы».
#сатд #театр #самарскийтеатрдрамы #самара #поздравляем #сднёмрождения #юлияорлова
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/11/5f/115fff5a6e5ce48c7c483e2e0482fe96.jpg)
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
… в зрительском фойе театра был фонтан и росли цветы
Многие зрители, да и сотрудники театра, фойе на втором этаже Самарской драмы по многолетней привычке называют «Зимним садом». У нас сохранилась фотография 1888 года, на которой вы можете увидеть, каким было фойе в период правления царя Александра III. У главной стены располагались действующий фонтан и великое множество комнатных растений.
В XIX веке зимние сады были очень популярны. Цветочные оранжереи были не только в театрах Москвы и Санкт-Петербурга, растениями украшали монастыри, богатые особняки столичных жителей. Зимний сад с фонтанами и экзотическими растениями размещался ранее и в бывшем атриуме Мариинского дворца. В начале XX века зимние сады появились в ГУМе на Красной площади и Петровском пассаже на Петровке.
В Самарском театре драмы зимний сад существовал и во времена Петра Монастырского. В штате театра был даже садовник, который ухаживал за растениями. Но с середины 90-х годов центральное фойе изменило свой облик – растения убрали, а помещение стали использовать как репетиционную площадку. А в 1996 году в зрительском фойе был поставлен спектакль для детей «Сага о маленьком дяденьке» с Александром Амелиным и Александром Комраковым в главных ролях.
Зрительское фойе и сейчас нередко используют для репетиций, вокальных и хореографических мастер-классов.
#сатд #театр #самарскийтеатрдрамы #самара
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/66/18/661819fcaf98ee536980e5b0a5d7885e.jpg)
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
…высота до колосников в театре драмы – 21 метр
В театре колосниками называют решётчатый потолок сцены, где размещаются блоки декорационных, софитных подъёмов, лебёдки. Благодаря колосникам возможен спуск и подъём наверх частей декораций и реквизита, с них могут рассыпать снег, осенние листья. Колосниковая система — это сценическая конструкция, которая позволяет менять и перемещать задники, декорации и подвесную механику сцены. Высота до колосников в нашем театре – 21 метр.
На сцене театра драмы есть поворотные механизмы — круг и кольцо. Диаметр круга 8 метров, кольца – почти 13 метров. До 1960-х годов в театре имелась оркестровая яма. Ведь изначально он был единственным в городе, и сюда приезжали музыканты и артисты балета, поэтому яма была необходима. Когда в Куйбышеве в 1931 году открылся театр оперы и балета, надобность в оркестровой яме в драмтеатре отпала.
🪑Зрительный зал почти всегда был таким, каким вы его видите сейчас. Но вместо уютных кресел с нём располагались стулья, а на четвёртом этаже, где сейчас находится балкон, и вовсе не было мест – зрители там стояли. В основном на балконе (на «галёрке», в «райке») спектакль смотрели студенты и малоимущие граждане.
#сатд #театр #самарскийтеатрдрамы #самара
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/f0/6f/f06fc19af2001e427b036a0165c13253.jpg)
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
Сегодня поздравления принимает талантливая и прекрасная артистка Ольга ЖУКОВА!
Наша театральная семья желает очаровательной Ольге оставаться такой же светлой, тёплой, трогательной, отзывчивой и весёлой! Пусть в жизни будет как можно больше поводов для радости, а судьба подарит множество удивительных встреч и событий, которые заставят поверить в чудо! Любви, здоровья и добра!
Увидеть мастерство замечательной актрисы на сцене театра можно в спектаклях: «Фредерик, или Бульвар преступлений», «Тартюф», «Алые паруса», «Амадеус», «Два благородных дона», «Герой нашего времени», «Дети солнца», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Завтра была война», «Не покидай меня», «Касатка».
#сатд #театр #самарскийтеатрдрамы #самара #поздравляем #сднёмрождения #ольгажукова
ИМЕНА
21 июля родился талантливый и замечательный актёр театра и кино, педагог — народный артист РСФСР Михаил Гаврилович ЛАЗАРЕВ (1923 — 1992).
Михаил Лазарев с 1955-1989 гг. служил актёром в Куйбышевском (Самарском) театре драмы им. М. Горького.
В течение тридцати лет руководил Куйбышевским (Самарским) областным отделением Союза театральных деятелей, которое под председательством Лазарева стало реальным и значимым фактором культурной жизни области. В 1993 году Самарскому Дому актёра присвоено имя М.Г. Лазарева.
Среди наиболее значительных работ, сыгранных на сцене нашего театра: Мортимер ("Мария Стюарт" Ф. Шиллера), Бекингем ("Ричард III" У. Шекспира), князь Вано ("Проделки Ханумы" А. Цагарели), Никита ("Дело Артамоновых" по М. Горькому), Цыганов ("Варвары" М. Горького), Сорин ("Чайка" А. Чехова), Сесил ("Елизавета Английская" Ф. Брукнера) и др.
Вершиной творчества актёра стала роль Родиона Николаевича в "Старомодной комедии" по пьесе Алексея Арбузова.
Михаил Лазарев и Вера Ершова — какой это был дуэт! Спектакль был 7 раз показан по Центральному телевидению СССР, но до наших дней видеозапись спектакля не сохранилась, её стерли...
Народная артистка СССР Вера Александровна Ершова вспоминала:
"На "Старомодную комедию" мы с ним шли, как на праздник. Арбузов нам с Михаилом Гавриловичем сделал подарок: для нашего возраста так мало пишут. Сцена вообще сближает, и каждый партнёр становится дорогим человеком."
Давайте в день рождения выдающегося артиста вспомним эту легендарную постановку режиссёра Михаила Карпушкина.
#михаиллазарев #театр #самарскийтеатрдрамы #сатд #самара #память
Audio: "Старомодная комедия", сцена из спектакля (1981) (В.А.Ершова и М.Г.Лазарев)
МЫ ПОМНИМ!
19 июля, 12 лет назад, после тяжёлой и продолжительной болезни ушёл из жизни наш коллега — заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ имени Фёдора Волкова Александр АМЕЛИН (1962 — 2012).
Александр Амелин родился 4 ноября 1962 года в городе Ростов-на-Дону.
В 1984 году, после окончания театрального училища имени М.С. Щепкина, молодой артист приехал в Куйбышев (Самару) в Академический театр драмы им. М. Горького. Ставший единственным в его жизни. На самарской сцене им было сыграно более 40 ролей. Зрителям он запомнился и полюбился разноплановостью своего таланта, музыкальностью, ярким темпераментом, удивительной наполненностью, отточенностью формы. Первые роли Александра Амелина в театре: Билли ("...А этот выпал из гнезда"), Дик ("Четвёртый"), Хрустальд ("Хрустальд и Катринка"), Чаплинский ("Яма"), Гарольд ("Гарольд и Мод"), Элио ("Бабочка...бабочка..."), Блэз ("Сниму квартиру в Париже").
Поворотной в его творческой судьбе стала роль Ленни в спектакле "О мышах и людях" (постановка Вячеслава Гвоздкова), отмеченная наградами на театральных фестивалях, в том числе Губернской премией конкурса “Самарская театральная муза”. Затем последовал целый ряд ролей, блестяще сыгранных артистом: Тропачёв ("Чужой хлеб"), Сальери ("Амадеус"), Юсов ("Доходное место"), Несчастливцев ("Лес") и другие. Сыграно много, но сколько ещё мог бы сыграть...
Светлая и добрая память о Сан Саныче навсегда сохранится в сердцах его родных, друзей коллег и благодарных зрителей!
#сатд #театрдрамы #самарскийтеатрдрамы #театр #самара #александрамелин #память
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/a0/ea/a0ead5ade5b5fb5262dbfd447e4c6503.jpg)
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
Сегодня поздравления принимает талантливая и замечательная артистка Влада ФИЛИППОВА!
Наша театральная семья желает дорогой Владе Валерьевне вдохновения, новых ролей, отзывчивых зрителей, здоровья, радости от жизни и творчества! Пусть каждый день будет наполнен счастьем, теплом и вниманием близких и друзей!
Увидеть мастерство удивительной актрисы на сцене театра можно в спектаклях: «Мюнхгаузен», «Тартюф», «Катапульта», «Весы», «Семью восемь», «Странная миссис Сэвидж», «Касатка», «Дон Жуан».
#сатд #театр #самарскийтеатрдрамы #самара #поздравляем #сднёмрождения #владафилиппова
![](https://cdn.vashgorod.ru/r/720x720/img/e2/4f/e24fe331ffde83252f70e4c4668d3665.jpg)
А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
… театральные маски – это утрированное изображение человека
Символами театра считаются две театральные маски — комедии и трагедии. Они иллюстрируют его древность. Давным-давно все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Чтобы зрители с последних рядов могли разглядеть эмоции, артисты надевали маски.
Но маски были не только на сцене. Часто при оформлении театров, как внутри, так и снаружи, архитекторы по задумке художественного руководства театра могли вылепить маски в зрительном зале. В нашем театре каждая маска, которую вы можете увидеть на ложах, — гротеск! Они появились после реконструкции 1967-го года. Подобные театральные маски были очень популярны в архитектуре барокко и классицизма.
Каждая маска – это преувеличенное, утрированное изображение человеческого персонажа, имён которых не существует. Часто на экскурсиях зрители спрашивают, кто это. Но за театральными масками нет ни мифов, ни сказаний, ни легенд. Зато они усиливают впечатление посетителей как от спектакля, так и от архитектурного оформления театра.
#сатд #театр #самарскийтеатрдрамы #самара
ДАТА
109 лет назад, 17 июля (так было написано в паспорте), родился выдающийся советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог — народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, почётный гражданин Самарской области и города Самара Пётр Львович МОНАСТЫРСКИЙ (1915 — 2013).
Пётр Монастырский родился в Одессе. Учился в школе-семилетке, потом в ФЗУ трамвайщиков. Первая запись в трудовой книжке — "слесарь" в школе военных пилотов... В 1934 году Пётр Львович был принят в театр рабочей молодёжи г. Одессы, а с 1935-го работал актёром вспомогательного состава одесского ТЮЗа. В 1940 году Монастырский окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (класс Бориса Захавы), после чего в течение 15 лет работал режиссёром и главным режиссёром в театрах Воронежа, Новосибирска и ряда других городов.
С 1955 года Пётр Монастырский начинает работать режиссёром в Куйбышевском драматическом театре. С 1959 по 1995 годы он занимал должность главного режиссёра и художественного руководителя. С 1995 по 1998 годы — режиссёр.
Под его руководством Куйбышевскому драмтеатру в 1977 году было присвоено звание Академический.
На сцене нашего театра Монастырский поставил около 120 спектаклей, среди которых "Мария Стюарт", "Ричард III", "Варшавская мелодия", "Фома Гордеев", "Материнское поле", "Настасья Филипповна", "Гамлет", "Золотая карета", "Левша", "Зыковы", "Усвятские шлемоносцы", "Ревизор", "Чайка", "Братья Карамазовы", "Волки и овцы".
В 1980 году ему было присвоено почётное звание «Народный артист СССР».
Пётр Львович автор многих книг о театре, актёрах и театральной жизни.
Одним из любимых выражений Монастырского было: "Какую телеграмму мы посылаем в зал?"
В день премьеры Пётр Львович любил встречать зрителей в фойе. Во время спектакля он мог появиться в дверях ложи художественного руководителя, в одной из боковых дверей партера или где-нибудь в бельэтаже. Постоит несколько минут, сложив руки на груди, посмотрит на сцену, окинет взглядом зрительный зал и исчезнет. А через некоторое время вновь появится в другом месте возле двери. Иногда после спектакля, спускаясь в гардероб, можно было заметить его притаившимся где-нибудь в уголке и слушающим, что же говорят зрители об увиденном.
Мастер также любил после окончания спектакля, особенно зимой, поднять меховой воротник и пристроиться к какой-нибудь парочке, которая вышла из театра, чтобы узнать о чём они говорят. Если молчат — значит, спектакль понравился. Если обсуждают — тоже ничего. Но если они говорили о том, что у них будет на ужин, — это означало, что спектакль им не понравился, и он что-то сделал неправильно.
У Монастырского было обострённое чутьё на то, что хотелось бы увидеть публике. "Люди, уплатившие за билет, были нам нужны как собеседники, а не как инвесторы", — говорил он.
#пётрмонастырский #театр #самарскийтеатрдрамы #сатд #самара #самарскаяобласть #дата #мыпомним