ЛИЦОМ К ЛИКУ

Здравствуйте, дорогие друзья!

21 июля Русская Православная церковь отмечала праздник Казанской Божией Матери. Поэтому сегодня мы расскажем об иконе «Богоматерь Казанская», хранящейся в музее-заповеднике «Старая Ладога» и созданной в XVIII веке (илл. 1).

Казанская икона Божией Матери – наиболее почитаемый образ Пресвятой Богородицы и одна из самых распространённых икон Русской православной церкви. Её список есть в каждом православном храме. В честь Казанского образа освящено большое количество храмов в России.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери была обретена в городе Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю на пепелище после пожара, опустошившего половину города. Нашла её девятилетняя девочка Матрёна после неоднократного явления ей во сне самой Царицы Небесной. Обнаружение иконы горожане восприняли как чудо, от иконы стали исцеляться больные люди. Явленный образ Богородицы хранился в Казани вплоть до начала XX в., пока не был украден, и теперь считается утраченным. Сохранились её фотографии конца XIX столетия (илл. 2).

Иконография Казанской иконы уникальна для древнерусской иконописи XVI в. Руки Божией Матери на иконе не видны, голова склонена к Богомладенцу. Правая рука Христа изображена с благословляющим жестом, левая скрыта под гиматием. Казанский образ относится исследователями к особому типу Божией Матери Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Одигитрия, с греческого «путеводительница», – Богоматерь, изображённая по пояс, с младенцем Христом на левой руке. Впервые такой образ появился в Византийском искусстве. На Руси самые ранние изображения Одигитрии датируются XII в.

Сохранилось множество списков Казанской Богоматери, которые стали широко распространяться по русским землям уже с конца XVI в. Одним из таких списков является икона из собрания музея-заповедника «Старая Ладога», которая по манере иконописания является ярким примером так называемого «фряжского» («итальянского») стиля. Его основателем принято считать иконописца XVII в. Симона Ушакова – мастера Оружейной палаты. Он первым стал использовать в иконописи достижения западноевропейской школы живописи эпохи Возрождения: линейную перспективу и скульптурную светотеневую моделировку.

На иконе из музея-заповедника «Старая Ладога», так же, как на Казанской иконе Симона Ушакова (илл. 3), объёмное изображение лика Богоматери и Христа, плоскостное изображение доличного (как на древнерусских иконах), именословное перстосложение руки Богомладенца (на явленной Казанской иконе оно было двуперстным), голубой фон, тёмно-оливковая рамка и красная опушь. Отличительными, уникальными чертами «Богоматери Казанской» из музея-заповедника являются изображённые улыбающимися Богородица и Младенец Христос и красные языки пламени, исходящие, подобно солнечным лучам, от голов Божией Матери и Её Сына на фоне нимбов. Такой элемент не встречается больше ни на одной Казанской иконе. Ещё одной особенностью Староладожской иконы является размещение надписей внутри барочных картушей.

Икона «Богоматерь Казанская» из коллекции «Иконопись и церковная утварь» по праву занимает своё место в разделе экспозиции «Ладога Христианская» «Спасённые шедевры. Времени вопреки». Благодаря специалистам из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря «Богоматерь Казанская» засияла первоначальными красками (илл. 4 – икона до реставрации).

Дарья Исакова,
хранитель коллекции "Иконопись и церковная утварь"

#лицом_к_лику

Источник: vk.com