Поздравляем наших дорогих учителей, наставников и педагогов с Днем учителя!
Всем нам, независимо от талантов и способностей, нужны учителя. Мы начнем этот день с рассказа о художниках, которые передавали свои знания и навыки следующим поколениям.
️Павел Чистяков
«Хорошо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать», – говорил выдающийся художник-педагог Павел Чистяков. Он преподавал в Императорской Академии художеств с 1872 года на протяжении нескольких десятилетий. Будучи строгим наставником, Чистяков умел раскрыть своеобразие каждого таланта.
Среди его учеников – выдающиеся русские живописцы: Василий Суриков, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов и многие другие.
«Он – наш общий и единственный учитель», – говорил Илья Репин.
️Илья Репин
Великий художник, ученик Павла Чистякова, Илья Репин сам стал профессором-руководителем мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств, а затем и его ректором. В разные годы в мастерской Репина занимались Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Иван Билибин и другие художники.
Грандиозное по масштабу полотно «Торжественное Заседание Государственного Совета» 1903 года Илья Репин создал вместе со своими учениками Иваном Куликовым и Борисом Кустодиевым.
️Архип Куинджи
Архип Куинджи руководил мастерской пейзажной живописи в Академии художеств совсем недолго – с 1894 по 1897 год, но воспитал целую плеяду замечательных живописцев, которые пронесли чувство благодарности к своему наставнику через всю жизнь.
«...Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни», – писал Николай Рерих.
Куинджи устроил на своем участке земли в Крыму «академическую дачу» для учеников, где работал вместе с ними на пленэре. На свои средства «художник света» организовал поездку за границу для молодых мастеров.
У него учились Николай Рерих, Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Николай Крымов и другие.
️Алексей Венецианов
Алексей Венецианов, будучи известным художником и академиком Императорской Академии художеств, посвятил себя тем, кто не мог получить профессиональное художественное образование. В своем имении он создал школу живописи, куда принимал детей из бедных семей, в том числе крепостных. Некоторые из них получили свободу именно благодаря Венецианову.
За 20 лет в его школе прошли обучение свыше 70 человек. К числу венециановцев относятся такие художники, как Алексей Васильев, Сергей Зарянко, Федор Славянский, старшая дочь художника Александра Венецианова и, конечно, Григорий Сорока – один из последних и наиболее известных учеников мастера.
Познакомиться с творчеством Григория Сороки и увидеть работы художников круга Венецианова можно на выставке в Михайловском замке до 14 октября: https://vk.cc/cAmoIb.
Кузьма Петров-Водкин
Петров-Водкин был педагогом, реформатором – создателем особой художественно-теоретической системы.
После событий 1917 года Кузьма Петров-Водкин активно участвовал в становлении новой художественной школы.
Преподавать он начал в школе Елизаветы Званцевой в 1910-х годах, затем работал в Свободных художественных мастерских, а с 1918 по 1933 был профессором Академии художеств (которая за этот период несколько раз меняла свое название).
Наиболее известные ученики Петрова-Водкина разных этапов его преподавания – Надежда Лермонтова, Мария Ломакина, Александр Самохвалов.
Источник:
vk.com