Ту-154. Худший Советский самолет?
Из истории
Как-то после авиакатастрофы генеральный конструктор так высказался о двух погибших Ту-104. Погибших, кстати, исключительно по вине самого Туполева. Что, он не знал, о таком явлении как "подхват"? Знал. К моменту второй катастрофы уже знал...
И Н.С. Хрущева лететь на Ту-104 в Европу он отговорил. Но простых пассажиров возили. По политическим мотивам - ну не мог он признаться, что облажался и подвел тем самым государство. А действительно нехорошее в этой истории то, что Туполев продавил решение признать виновным во второй катастрофе командира того рейса Гарольда Кузнецова. Который, уже понимая что они обречены, продолжал передавать на землю показания приборов и описывать поведение самолета. В конечном итоге именно это и помогло вывести Туполева на чистую воду и... самолеты тихонечко доработали. Сам Туполев ошибку так и не признал. На самом деле таких вот случаев, характеризующих Андрея Николаевича как человека, много. Неприятное о нем складывается впечатление, знаете ли.
Прошло несколько лет и КБ Ильюшина представляет проект Ил-74 - среднемагистрального самолета с тремя двигателями Д-30 в хвостовой части (да, кстати, это не те Д-30КУ, которые потом встали на Ту-154М, это двигатели от Ту-134).
Самолет, при взлетном весе около 72 тонн должен был быть способен пролететь до 3000 километров с коммерческой нагрузкой 16 тонн. При этом он должен был иметь посадочную скорость около 230 км/ч (или 125 узлов - это очень мало для такого самолета) и мог бы использовать короткие ВПП. Сумели бы Ильюшинцы его построить? Думаю да. Ведь самолет был в значительной мере унифицирован с серийным Ил-62. В том числе имел сходную аэродинамику. Однако вмешался Андрей Николаевич!
- Перетяжелен! - заявил он. - Мы уложимся в 70 тонн! И летать будем быстрее и дальше!
Подковерные интриги это то, в чем Туполев всегда был силен. Админресурс решил дело не в пользу Ильюшина... Что же в итоге? В итоге Туполевское изделие весило 95 тонн (вместо 75 по техзаданию). Имело посадочную скорость 270-280 км/ч (145-150 узлов - это много), что для пилотов привыкших к Ил-18 (посадочная скорость 230 км/ч, не зря Ильюшин стремился к этой цифре) было перебором. Поэтому и описывали все этот самолет как:
- Строгий, сложный, не для среднего пилота!
Сравните с Ильюшинскими машинами:
- Прост, надежен, удобен, доступен каждому пилоту!
К тому же самолет имел "традиционные" для Туполева проблемы на больших углах атаки - он срывался в плоский штопор, откуда вывести его было практически невозможно. Разумеется, Туполевцы оправдывают это выбранной схемой, мол три двигателя в хвосте... по-другому невозможно.
Video: Video by Я познаю мир
Источник:
vk.com